07.01.2015 в 03:43
Пишет Angrem:Трандуил в БПВ, часть 1.
Мне правда очень неудобно сейчас, я заранее извиняюсь, но я опять про Трандуила Простите, пожалуйста, я надоела, но я должна.
Отдохнув на праздниках, я тут вспомнила, что хотела попробовать серьёзно и пристально посмотреть на его образ в третьем фильме. А то нечестно выходит - второй фильм обозревали, а третий нет.
Вообще, сказать можно многое и о каждом из ключевых персонажей. Например, читая книги, я была под большим впечатлением от Бильбо. Я очень любила книжного Бильбо, я была так рада Йену Холму в его роли, потому что он полностью вписался в книжного Бильбо. Я и Мартину была рада, но потом поняла, что его Бильбо всё же не совсем книжный. Что не отменяет факта интереса к Бильбо как к персонажу.
А Гэндальф вообще всю дорогу - в книгах и фильмах - был самый мой любимый герой.
То есть, при желании сказать можно о многих.
Но мне лень. А вот про Трандуила я не могу не. Потому что словно заново выстраиваю его образ для себя. И потому что он неоднозначный. И потому что именно его каждый видит по своему - кто-то в восторге, кто-то ненавидит, кто-то воспринимает так, а кто-то эдак, а кому-то вообще по фиг.И потому что Ли Пейс, но я вам этого не говорила.
Для начала вспомним мой пост годичной давности, Трандуил во втором фильме, вот этот пост.
И ещё немного вот этот про перевод разговора с Тауриэль. Осторожно, там не особо лестное про Тауриэль.
Для меня на тот момент ещё оставались неясными некоторые эпизоды - например, тот же разговор с Тауриэль я для себя долго пыталась объяснить. Третий фильм немного разрешил и их. Создав новые, но тут уж придётся самим, четвёртого фильма не будет, а жаль.
А теперь к третьему фильму.
читать дальшеКостюмеры, гримёры и сам Джексон во многом отталкивались от внешности и способностей Ли, создавая гардероб, грим, корону и некоторые сцены. Плюс, сам Ли привнёс многое. Вот это многое мы и увидели в третьей части, потому что образ короля-воина даже куда сильнее, чем образ короля-в-своих-чертогах из второго фильма. Величие, сила и пафос (что уж там, он есть) зашкаливают. И так ли уж этот образ не вписывается в канон? Вполне вписывается. Плюс, как и во втором фильме, опять есть сложность, двойное дно и моменты, которые нужно видеть и выловить "из глубины", они не на поверхности.
Третий фильм в линии Трандуила делает упор на утерянную любовь и боль утраты. Не на потерю отца и ужас Мордора, а тема жены и вечной тоски. Отсюда надлом, болезненная реакция на сам факт и возможность любви для Леголаса (потому что если мальчик потеряет, он будет страдать также, ни один любящий отец не хочет этого для сына, вот теперь диалог с Тауриэль приобретает хотя бы какой-то новый смысл).
Смущает меня только одно - как-то не в масштабах Толкиена. В остальном же сама эта ситуация вполне могла быть. И скорее всего, так и есть. Только в книге это не мешало эльфийскому королю быть довольно благодушным, а в фильме от благодушия, мягко говоря, осталось мало. Опять же, можно это не принимать. Но вообще-то, с благодушием там всё было ещё в первом фильме понятно, так что этот вопрос можно закрыть.
В общем, тема возвращения памяти о жене (а по совместительству реликвии) вполне хороша сама по себе.
И этим, кстати, они опять-таки похожи с Торином. Взаимодействие и похожесть двух королей, начатая во втором фильме, продолжается в третьем. У них обоих боль утраты, надлом,тяжёлый характер фиксация на драгоценной реликвии как на символе, памяти. И если мы отчасти оправдали фиксацию на Аркенстоне для Торина (я как-то не слышала осуждения или стёба со стороны фанатов на тему "Торин и брюлик", то почему бы не оправдать Трандуила с его подвесками?
Аркенстон - камень короля, камень, за который Трор чуть жизнь не отдал, который был гордостью деда и отца, который если и не вернёт Торину родственников, то будет сиять над его головой на том же самом месте, на котором он сиял, пока все были живы. Нельзя ничего вернуть, но можно сосредоточиться на камне, цепляться за него как за осколок прошлого, обрести его, а через него стать тем, кем были дед и отец.
Ожерелье - прекрасные камни белее света звёзд, собранные в ожерелье для женщины, которая в глазах Трандуила наверняка сияла ярче, чем и камни, и звёзды. И которая подарка так и не увидела.
Это многим знакомо. Когда из жизни уходит бесконечно дорогой человек, потеря которого ощущается как потеря собственного сердца, иной раз спасение в том, чтобы стать этим человеком (вспоминаются и перенимаются привычки умершего, руки сами тянутся к тому, что любил этот человек, вкусы становятся такими же, сама жизнь порой становится такой же) - случай Торина.
Или же спасение в том, чтобы собрать все вещи, предназначенные этому дорогому человеку, запереть их и не трогать, только смотреть - случай Трандуила.
Мы цепляемся за то, что способно приблизить нас к потерянному дорогому человеку, потому что это всё, что осталось. А тоска очень сильная.
Вот это само по себе уже делает Торина и Трандуила похожими. И объясняет решимость Трандуила забрать своё.
И ведь изначально не собирался он положить кучу своего народа ради камушков. В пещере сидела горстка гномов, а у него была огромная армия. О таком быстром приходе Дейна, как и об орках, вообще речи не шло. Скорее всего, Трандуил привёл армию чисто для убедительности, в надежде на то, что силой задавит Торина и сломит его упрямство. А не сломит, так многотысячная армия легко возьмёт потрёпанный Эребор.
Однако навязчивое и острое желание вытрясти из гномов своё не помешала ему взять в дорогу еды для людей. Мелькавшая где-то в фандоме мысль, что таким образом он покупал себе дополнительную поддержку людей смешна по своей сути. Вы армию эльфов видели? А эту горстку людей с вилами и топорами? Еду Его Величество привёз исключительно потому, что ему было не сложно. В русском дубляже он говорит Барду фразу, смысл которой - не нужна мне ваша благодарность, я здесь не из-за вас, я приехал за своим. Я убила полдня, пытаясь найти на тублере кусок этого видео или скрины с сабами внизу - они точно там были, я ступила и не сохранила в своё время. Теперь не нашла, увы. Придётся опираться только на память. И вот если она меня не подводит, то оригинальная фраза звучала слегка по-другому. И в любом случае смысл её был вот в чём - Трандуил очень чёткий, он не украшает правду и не преувеличивает. Сложно и бесполезно пытаться типировать создание, возраст которого перевалил за штуку лет, но иной раз проскальзывает в нём соционический Макс. Не важно, в любом случае не Гамло. Потому что не о диве мы тут говорим, а о реальном Трандуиле. Так вот, не огрызался он на Барда, не унижал и не говорил резко. Это было чёткое прояснение ситуации - не превозносите меня, не считайте меня лучше, чем я есть, я не святой благодетель, ситуация такова, что помощь вам - не главная причина моего визита, вы должны это чётко для себя понять, понять, что тут будет твориться завтра и все последствия заодно.
Вот эта чёткость, эта манера подавать голый факт, не украшенный конфетками и сладостями - эту черту я не видела во втором фильме, а она же прекрасна сама по себе.
В случае Ли Пейса глаза - это порой вообще ключевой элемент, потому что глазами он играет здорово. Когда лицо надо держать каменным, глаза у него живут и показывают вот всё то, что не может показать лицо и жесты. Вот в этой сцене как раз не могу не сказать про этот взгляд:
читать дальше
Потому что он убивает меня ещё со времён трейлера. Какой-то мёртвый взгляд. И в то же время я видела такой взгляд у тех людей (включая себя), которые внутренне уже доведены до точки кипения, нервы натянуты до звона, и этот взгляд - предупреждение не трогать, не мешать, потому что сейчас чётко одна мысль и один план. И если кто-то начнёт переубеждать, объяснять, противоречить - будет взрыв.
Я не знаю, что это конкретно в случае Трандуила, но вполне может быть и вот это самое.
Нельзя игнорировать прекрасный факт манипулирования Бардом. Вот где дипломатия Трандуила как она есть. Бард не хочет воевать с гномами, он хочет только немного денег для людей и убежище, они заслужили, это факт. Но воевать Бард не хочет. Он бы упирался до последнего. Приехал бы Трандуил, не приехал бы Трандуил - Бард пытался бы договориться, но не воевать и убивать.
Трандуил не стал на него давить. Он позволил Барду попробовать. Но проблема в том, что Трандуил знает Торина лучше, чем Бард. Не просто же так за спиной Барда весь город оделся в эльфийскую армию, да так, чтобы Торин непременно увидел бы. Разумеется, город, под завязку забитый эльфами, приводит Торина в ярость. Разумеется, Торин, и так не склонный на уступки, тут уж совсем упёрся рогом. Разумеется, отказ. Итог - силовое давление неизбежно, но Трандуил с Бардом не поссорились. Более того, даже стали ещё ближе, Бард теперь прекрасно понимает Трандуила. Честно говоря, манипуляция со стороны Трандуила в данном случае - лишь один вариант. Мне кажется, что всё могло быть и открыто - что Трандуил позволил Барду попробовать сделать по-своему просто так. Мол, раз подвернулся такой вот миротворец, давайте попробуем, а эльфы на стенах - всё тот же дополнительный аргумент, вдруг Торин задумается.
Нет, я не говорю, что Трандуил прямо вот жаждал войны. Думаю, если бы Барду удалось договориться, для него было бы приемлемо и это. Но Трандуил просто не верит, что с гномами можно договориться. Он пытался много раз. Когда Бард возвращается, вы посмотрите на Трандуила - ни торжества, ни сожаления. Он знал, что так будет, на сто процентов уверен, что с гномами можно только силой.
Вот тут этот кусочек на мосту, когда Трандуил говорит "What a pity".
Это я всё к чему? Это я всё к тому, что Трандуил от гномов добра и готовности вести адекватные переговоры не наблюдал уже очень давно (наверное, вообще никогда), а вернуть своё намерен решительно. Что ещё остаётся? Повторение ситуации из второго фильма в тронном зале, когда он бы и рад пойти на сделку, но Торин-то не хочет
Шатёр и все сцены в шатре. О, шатёр почему-то стал моей любимой сценой. Бессовестным образом хочется растащить эту сцену по кусочку и обсудить каждый кадр.
Это только на первый взгляд можно подумать, что Трандуил просто так одержим своими камнями и так "не мудр", что пропускает мимо ушей всё, что говорит ему Гэндальф. Но мне видится вот какая ситуация: Трандуил - синдар, который никогда не имел с валар и Валинором никаких дел. Они где-то существуют, но они ничем не помогают, они самоустранились очень давно. Поэтому к майяр трепета тоже нет. Где-то читала, люди серьёзно обсуждали, а знает ли Трандуил, кто такой Гэндальф на самом деле. Глупый вопрос. Разумеется, знает, достаточно прочитать книги. И в книгах отношение к Гэндальфу у Трандуила получше в любом случае. Но мы сейчас не о книгах. Мы говорим о возможности того отношения, которое мы видели в фильме. И таки да - в тех условиях, в этом киноканоне оно логично. У Гэндальфа свои цели, а окружающих он (порой без их ведома) использует для их достижения. И пусть цели эти благородны, но не того порядка эльф Трандуил, чтобы становиться исполнителем чьей-то воли. Тем более, если для этого нужно спасать гномов. И тут опять же включается чёткость Трандуила - в радиусе многих миль огромной армии орков не видно, его эльфы её не засекли, армии нет. Это факт. Почему бы Гэндальфу не вести свою игру, угрожая гипотетической армией орков только, чтобы избежать вооружённого конфликта эльфов с гномами? Собственно, Гэндальф задаёт этот вопрос - чего, как ты думаешь, я добиваюсь? И ответ Трандуила вполне ясный - да, он действительно уверен, что Митрандир просто пытается спасти гномов:
читать дальше
На самом деле, некоторое, весьма отдалённое сходство есть у этой сцены со сценой из ВК, когда Гэндальф уговаривает Элронда помочь спасти людей, а Элронд в более мирной манере категорично отказывает. А ведь там речь шла не о камнях, а о Кольце. И это было куда серьёзнее. Но мы, с пониманием и уважением относясь к решению Элронда, почему-то осуждаем Трандуила. И вы посмотрите на Гэндальфа - он раздосадован, взволнован, но не разозлён.
Вот когда тупил Денетор, Гэндальф не постеснялся. Он не постеснялся и на Теодена давить. То есть, все мы знаем, что может сделать разозлённый Гэндальф. И вот тут этого нет. То есть, он либо ожидал, либо прекрасно понимает мотивы Трандуила. Понимает и принимает его право быть таким. Ну, ещё вариант - понимает, что с этой стороны ничего не получится, надо не терять времени и думать, как работать с тем, что есть и обходиться без лояльного и готового помочь Трандуила.
Есть ещё один момент. Для наглядности вот этот кусочек про грохочущий вдалеке гром в оригинале.
Проявить активность орков вынудили действия Торина, компании и Гэндальфа. О чём сам Гэндальф и говорит (не без сожаления - взгляды и тон Йена Маккелена тоже весьма выразительны). Опять же, Трандуил демонстрирует естественное непонимание - зачем ему объединяться с гномами, которые его обидели, чтобы спасти их от тупиковой ситуации, в которую они сами себя загнали? Вот честно, у Трандуила нет никаких причин это делать. Орки разберутся с гномами и переключатся на эльфов? Вот когда переключатся, тогда и посмотрим. Вообще, тут, к сожалению, ясно и чётко видно - Трандуил уже давно забил на гномов как на союзников. Ни одна угроза, ни один довод не заставят гномов объединиться с эльфами. Соответственно, и эльфы на гномов рассчитывать не будут. На гномах Трандуил поставил большой и жирный крест. Действительно, сложно поверить в возможность союза, когда много тысяч лет союза не получалось. В какой-то момент надо "избавиться от иллюзий" и думать, как обойтись без гномов. Вообще, там к моменту атаки орков сложилась такая ситуация, что первый шаг должны были делать гномы. Трандуил уже достаточно шагов сделал - и когда сам лично к Трору приехал камни выкупать, и когда Торину сделку предлагал. Получив в ответ щелчки по носу-рукам-гордости, он как-то не готов пытаться снова. Но сделай Торин первый шаг - могло бы что-то выйти. Не будем здесь про "поворот лося" - ибо всё ещё не понятно, какого рода помощь ждал Торин, что так завёлся. В предыдущем посте годичной давности я уже писала, что мне кажется, для Трандуила этот поворот не был предательством, слишком он был удивлён обвинениям.
Возвращаясь к Гэндальфу.
Признаться честно, я немного по-другому представляла себе разговоры и взаимодействие Трандуила и Гэндальфа. Нет, не немного, а совершенно по-другому. Между ними нет той теплоты и дружбы, которая существует между Гэндальфом и Элрондом. Я уж про Галадриэль молчу С другой стороны, Трандуил далеко от этих товарищей, так что почему бы нет? И опять же, в этом каноне, с этим Трандуилом всё вполне логично вписывается и не вызывает диссонанса.
Возвращаясь к шатру и грохочущему грому. Контраст отношения Трандуила к Гэндальфу и Барду, конечно, нельзя не заметить. Бард спокойно входит в шатёр, Его эльфийское Величество САМ наливает Барду вина, показывая тем самым своё гостеприимство и расположение, переглядывается с Бардом, раскрывая себя немного больше, чем обычно. Да что там немного - очень даже много, потому что обычно Трандуил - суровая маска, а взрывы происходят только в присутствии одного конкретного товарища.
Так как я верю, что всё не просто так, а эту сцену наверняка тщательно продумывали, возникает вопрос "Почему?". И нет, давайте не про пейринг. Почему? Казалось бы, вот только после второй части было про чистоту и превосходство синдарской крови (разговор с Тауриэль, всё тот же разговор с Тауриэль). Но на деле-то получается, что "держись подальше от моего сына" было не про "грязную сильванскую кровь", а расизм на деле не расизм. Антипатия и недоверие у Трандуила только к гномам, вместе с демонстрацией своего королевского величия и размазыванием гномов по своему полу лишь с помощью взгляда. Вот пожалуйста - вполне себе хорошее отношение к людям. Бард - их лидер в сложившихся обстоятельствах. Он возглавляет людей, он вступил с Трандуилом в союз - значит, воспринимается как равный в этой ситуации. Почему вина не налили Гэндальфу? Ну, примерно вот потому же, почему эта сцена:
читать дальше
Бард - союзник, Гэндальф - не совсем.
Второй случай живого Трандуила. Первый был во втором фильме со всем этим фонтаном разнообразной мимики в тронном зале. Не идёт, конечно, ни в какое сравнение с фонтаном эмоций, брызжущим во все стороны в присутствии Торина, но в чём-то даже по-особенному хорошо - некая доля легкомыслия и живости. Поражает эта демонстрация диаметрально противоположных эмоций одновременно - холодность и королевская чёткость Гэндальфу против вот этих переглядок с Бардом. Зачем переглядки? Хочется верить, что не только комического эффекта ради. А если предположить, что не только для смеха, тогда одно - Трандуил настолько уже всё решил, что ни единый довод Гэндальфа эту решимость не изменит. Плюс тот самое, что эльфы на самом деле не злые, они добры и полны света. К людям это и направлено.
И ещё есть у меня ощущение, что в этой сцене и в этом взаимодействии с Бардом ещё чуть больше, чем я сейчас сказала (нет, всё ещё не на пейринг намекаю), но я не вижу, что конкретно. Увы (( Может, потом осенит.
О, вот ещё сцена-загадка:
читать дальше
Меня смущает этот отход Трандуила к страже и уточнение про позицию лучников, а более всего смущает приказ убить, если пошевелятся. Зачем? На утро и так штурм. И разве, расставляя лучников на позиции, Трандуил не отдал уже соответствующих приказов? Самый очевидный смысл её, первое, что приходит в голову - сделано исключительно, чтобы показать зрителю, что Гору сторожили очень серьёзно, а Бильбо всё равно проскользнул даже мимо глазастых эльфов. Но что-то это как-то так... на уровне среднего фанфикера, когда больше ничего удачнее не придумалось.
Но-но-но, опять же игра Ли здесь - этот нечеловеческий, нетипичный для пластики человека наклон головы к правому плечу во время беседы со стражником - механический такой наклон. Это заставшее лицо. Взгляд куда-то вдаль, вне времени и пространства - это совершенно нечеловеческое существо. Это чисто визуально хочется пересматривать и пересматривать.
Тем не менее, воевать ради самой войны с гномами Трандуил не намеревался. Потому что, когда у них появился аргумент в переговорах с Торином, он с огромным удовольствием воспользовался этим аргументом. Посмотрите, опять же, какое дивное взаимодействие с Бардом в сцене с Аркенстоном - я опять ссылкой на тумблеровский ролик. Вопросы, которые наверняка крутились в голове Трандуила, задаёт Бард. Бард ведёт весь разговор, после чего им хватает одного обмена взглядами, чтобы подтвердить одинаковую направленность мыслей. Чёрт возьми, Джексон, что ты делаешь этим кусочком? Как за один день они так спелись? Нет, есть, конечно, вероятность, что они встречались раньше по вопросу всё тех же бочек, но вообще-то это не тот вопрос, который король эльфов должен вести лично, тот же какой-нибудь советник вполне мог бы сам этим заняться. Трандуил очень закрытая личность, так с чего?
Ещё один вопрос без ответа И нет, давайте не будем здесь про пейринг, это серьёзный пост. Я вообще вижу всю эту сцену с Бильбо и Аркенстоном через призму Т/Т и очень сильно пыталась не касаться её здесь
Остановимся на этом. И так уже тонны текста. Про саму битву, отца-сына и прочее - уже во второй части.
URL записиМне правда очень неудобно сейчас, я заранее извиняюсь, но я опять про Трандуила Простите, пожалуйста, я надоела, но я должна.
Отдохнув на праздниках, я тут вспомнила, что хотела попробовать серьёзно и пристально посмотреть на его образ в третьем фильме. А то нечестно выходит - второй фильм обозревали, а третий нет.
Вообще, сказать можно многое и о каждом из ключевых персонажей. Например, читая книги, я была под большим впечатлением от Бильбо. Я очень любила книжного Бильбо, я была так рада Йену Холму в его роли, потому что он полностью вписался в книжного Бильбо. Я и Мартину была рада, но потом поняла, что его Бильбо всё же не совсем книжный. Что не отменяет факта интереса к Бильбо как к персонажу.
А Гэндальф вообще всю дорогу - в книгах и фильмах - был самый мой любимый герой.
То есть, при желании сказать можно о многих.
Но мне лень. А вот про Трандуила я не могу не. Потому что словно заново выстраиваю его образ для себя. И потому что он неоднозначный. И потому что именно его каждый видит по своему - кто-то в восторге, кто-то ненавидит, кто-то воспринимает так, а кто-то эдак, а кому-то вообще по фиг.
Для начала вспомним мой пост годичной давности, Трандуил во втором фильме, вот этот пост.
И ещё немного вот этот про перевод разговора с Тауриэль. Осторожно, там не особо лестное про Тауриэль.
Для меня на тот момент ещё оставались неясными некоторые эпизоды - например, тот же разговор с Тауриэль я для себя долго пыталась объяснить. Третий фильм немного разрешил и их. Создав новые, но тут уж придётся самим, четвёртого фильма не будет
А теперь к третьему фильму.
читать дальшеКостюмеры, гримёры и сам Джексон во многом отталкивались от внешности и способностей Ли, создавая гардероб, грим, корону и некоторые сцены. Плюс, сам Ли привнёс многое. Вот это многое мы и увидели в третьей части, потому что образ короля-воина даже куда сильнее, чем образ короля-в-своих-чертогах из второго фильма. Величие, сила и пафос (что уж там, он есть) зашкаливают. И так ли уж этот образ не вписывается в канон? Вполне вписывается. Плюс, как и во втором фильме, опять есть сложность, двойное дно и моменты, которые нужно видеть и выловить "из глубины", они не на поверхности.
Третий фильм в линии Трандуила делает упор на утерянную любовь и боль утраты. Не на потерю отца и ужас Мордора, а тема жены и вечной тоски. Отсюда надлом, болезненная реакция на сам факт и возможность любви для Леголаса (потому что если мальчик потеряет, он будет страдать также, ни один любящий отец не хочет этого для сына, вот теперь диалог с Тауриэль приобретает хотя бы какой-то новый смысл).
Смущает меня только одно - как-то не в масштабах Толкиена. В остальном же сама эта ситуация вполне могла быть. И скорее всего, так и есть. Только в книге это не мешало эльфийскому королю быть довольно благодушным, а в фильме от благодушия, мягко говоря, осталось мало. Опять же, можно это не принимать. Но вообще-то, с благодушием там всё было ещё в первом фильме понятно, так что этот вопрос можно закрыть.
В общем, тема возвращения памяти о жене (а по совместительству реликвии) вполне хороша сама по себе.
И этим, кстати, они опять-таки похожи с Торином. Взаимодействие и похожесть двух королей, начатая во втором фильме, продолжается в третьем. У них обоих боль утраты, надлом,
Аркенстон - камень короля, камень, за который Трор чуть жизнь не отдал, который был гордостью деда и отца, который если и не вернёт Торину родственников, то будет сиять над его головой на том же самом месте, на котором он сиял, пока все были живы. Нельзя ничего вернуть, но можно сосредоточиться на камне, цепляться за него как за осколок прошлого, обрести его, а через него стать тем, кем были дед и отец.
Ожерелье - прекрасные камни белее света звёзд, собранные в ожерелье для женщины, которая в глазах Трандуила наверняка сияла ярче, чем и камни, и звёзды. И которая подарка так и не увидела.
Это многим знакомо. Когда из жизни уходит бесконечно дорогой человек, потеря которого ощущается как потеря собственного сердца, иной раз спасение в том, чтобы стать этим человеком (вспоминаются и перенимаются привычки умершего, руки сами тянутся к тому, что любил этот человек, вкусы становятся такими же, сама жизнь порой становится такой же) - случай Торина.
Или же спасение в том, чтобы собрать все вещи, предназначенные этому дорогому человеку, запереть их и не трогать, только смотреть - случай Трандуила.
Мы цепляемся за то, что способно приблизить нас к потерянному дорогому человеку, потому что это всё, что осталось. А тоска очень сильная.
Вот это само по себе уже делает Торина и Трандуила похожими. И объясняет решимость Трандуила забрать своё.
И ведь изначально не собирался он положить кучу своего народа ради камушков. В пещере сидела горстка гномов, а у него была огромная армия. О таком быстром приходе Дейна, как и об орках, вообще речи не шло. Скорее всего, Трандуил привёл армию чисто для убедительности, в надежде на то, что силой задавит Торина и сломит его упрямство. А не сломит, так многотысячная армия легко возьмёт потрёпанный Эребор.
Однако навязчивое и острое желание вытрясти из гномов своё не помешала ему взять в дорогу еды для людей. Мелькавшая где-то в фандоме мысль, что таким образом он покупал себе дополнительную поддержку людей смешна по своей сути. Вы армию эльфов видели? А эту горстку людей с вилами и топорами? Еду Его Величество привёз исключительно потому, что ему было не сложно. В русском дубляже он говорит Барду фразу, смысл которой - не нужна мне ваша благодарность, я здесь не из-за вас, я приехал за своим. Я убила полдня, пытаясь найти на тублере кусок этого видео или скрины с сабами внизу - они точно там были, я ступила и не сохранила в своё время. Теперь не нашла, увы. Придётся опираться только на память. И вот если она меня не подводит, то оригинальная фраза звучала слегка по-другому. И в любом случае смысл её был вот в чём - Трандуил очень чёткий, он не украшает правду и не преувеличивает. Сложно и бесполезно пытаться типировать создание, возраст которого перевалил за штуку лет, но иной раз проскальзывает в нём соционический Макс. Не важно, в любом случае не Гамло. Потому что не о диве мы тут говорим, а о реальном Трандуиле. Так вот, не огрызался он на Барда, не унижал и не говорил резко. Это было чёткое прояснение ситуации - не превозносите меня, не считайте меня лучше, чем я есть, я не святой благодетель, ситуация такова, что помощь вам - не главная причина моего визита, вы должны это чётко для себя понять, понять, что тут будет твориться завтра и все последствия заодно.
Вот эта чёткость, эта манера подавать голый факт, не украшенный конфетками и сладостями - эту черту я не видела во втором фильме, а она же прекрасна сама по себе.
В случае Ли Пейса глаза - это порой вообще ключевой элемент, потому что глазами он играет здорово. Когда лицо надо держать каменным, глаза у него живут и показывают вот всё то, что не может показать лицо и жесты. Вот в этой сцене как раз не могу не сказать про этот взгляд:
читать дальше
Потому что он убивает меня ещё со времён трейлера. Какой-то мёртвый взгляд. И в то же время я видела такой взгляд у тех людей (включая себя), которые внутренне уже доведены до точки кипения, нервы натянуты до звона, и этот взгляд - предупреждение не трогать, не мешать, потому что сейчас чётко одна мысль и один план. И если кто-то начнёт переубеждать, объяснять, противоречить - будет взрыв.
Я не знаю, что это конкретно в случае Трандуила, но вполне может быть и вот это самое.
Нельзя игнорировать прекрасный факт манипулирования Бардом. Вот где дипломатия Трандуила как она есть. Бард не хочет воевать с гномами, он хочет только немного денег для людей и убежище, они заслужили, это факт. Но воевать Бард не хочет. Он бы упирался до последнего. Приехал бы Трандуил, не приехал бы Трандуил - Бард пытался бы договориться, но не воевать и убивать.
Трандуил не стал на него давить. Он позволил Барду попробовать. Но проблема в том, что Трандуил знает Торина лучше, чем Бард. Не просто же так за спиной Барда весь город оделся в эльфийскую армию, да так, чтобы Торин непременно увидел бы. Разумеется, город, под завязку забитый эльфами, приводит Торина в ярость. Разумеется, Торин, и так не склонный на уступки, тут уж совсем упёрся рогом. Разумеется, отказ. Итог - силовое давление неизбежно, но Трандуил с Бардом не поссорились. Более того, даже стали ещё ближе, Бард теперь прекрасно понимает Трандуила. Честно говоря, манипуляция со стороны Трандуила в данном случае - лишь один вариант. Мне кажется, что всё могло быть и открыто - что Трандуил позволил Барду попробовать сделать по-своему просто так. Мол, раз подвернулся такой вот миротворец, давайте попробуем, а эльфы на стенах - всё тот же дополнительный аргумент, вдруг Торин задумается.
Нет, я не говорю, что Трандуил прямо вот жаждал войны. Думаю, если бы Барду удалось договориться, для него было бы приемлемо и это. Но Трандуил просто не верит, что с гномами можно договориться. Он пытался много раз. Когда Бард возвращается, вы посмотрите на Трандуила - ни торжества, ни сожаления. Он знал, что так будет, на сто процентов уверен, что с гномами можно только силой.
Вот тут этот кусочек на мосту, когда Трандуил говорит "What a pity".
Это я всё к чему? Это я всё к тому, что Трандуил от гномов добра и готовности вести адекватные переговоры не наблюдал уже очень давно (наверное, вообще никогда), а вернуть своё намерен решительно. Что ещё остаётся? Повторение ситуации из второго фильма в тронном зале, когда он бы и рад пойти на сделку, но Торин-то не хочет
Шатёр и все сцены в шатре. О, шатёр почему-то стал моей любимой сценой. Бессовестным образом хочется растащить эту сцену по кусочку и обсудить каждый кадр.
Это только на первый взгляд можно подумать, что Трандуил просто так одержим своими камнями и так "не мудр", что пропускает мимо ушей всё, что говорит ему Гэндальф. Но мне видится вот какая ситуация: Трандуил - синдар, который никогда не имел с валар и Валинором никаких дел. Они где-то существуют, но они ничем не помогают, они самоустранились очень давно. Поэтому к майяр трепета тоже нет. Где-то читала, люди серьёзно обсуждали, а знает ли Трандуил, кто такой Гэндальф на самом деле. Глупый вопрос. Разумеется, знает, достаточно прочитать книги. И в книгах отношение к Гэндальфу у Трандуила получше в любом случае. Но мы сейчас не о книгах. Мы говорим о возможности того отношения, которое мы видели в фильме. И таки да - в тех условиях, в этом киноканоне оно логично. У Гэндальфа свои цели, а окружающих он (порой без их ведома) использует для их достижения. И пусть цели эти благородны, но не того порядка эльф Трандуил, чтобы становиться исполнителем чьей-то воли. Тем более, если для этого нужно спасать гномов. И тут опять же включается чёткость Трандуила - в радиусе многих миль огромной армии орков не видно, его эльфы её не засекли, армии нет. Это факт. Почему бы Гэндальфу не вести свою игру, угрожая гипотетической армией орков только, чтобы избежать вооружённого конфликта эльфов с гномами? Собственно, Гэндальф задаёт этот вопрос - чего, как ты думаешь, я добиваюсь? И ответ Трандуила вполне ясный - да, он действительно уверен, что Митрандир просто пытается спасти гномов:
читать дальше
На самом деле, некоторое, весьма отдалённое сходство есть у этой сцены со сценой из ВК, когда Гэндальф уговаривает Элронда помочь спасти людей, а Элронд в более мирной манере категорично отказывает. А ведь там речь шла не о камнях, а о Кольце. И это было куда серьёзнее. Но мы, с пониманием и уважением относясь к решению Элронда, почему-то осуждаем Трандуила. И вы посмотрите на Гэндальфа - он раздосадован, взволнован, но не разозлён.
Вот когда тупил Денетор, Гэндальф не постеснялся. Он не постеснялся и на Теодена давить. То есть, все мы знаем, что может сделать разозлённый Гэндальф. И вот тут этого нет. То есть, он либо ожидал, либо прекрасно понимает мотивы Трандуила. Понимает и принимает его право быть таким. Ну, ещё вариант - понимает, что с этой стороны ничего не получится, надо не терять времени и думать, как работать с тем, что есть и обходиться без лояльного и готового помочь Трандуила.
Есть ещё один момент. Для наглядности вот этот кусочек про грохочущий вдалеке гром в оригинале.
Проявить активность орков вынудили действия Торина, компании и Гэндальфа. О чём сам Гэндальф и говорит (не без сожаления - взгляды и тон Йена Маккелена тоже весьма выразительны). Опять же, Трандуил демонстрирует естественное непонимание - зачем ему объединяться с гномами, которые его обидели, чтобы спасти их от тупиковой ситуации, в которую они сами себя загнали? Вот честно, у Трандуила нет никаких причин это делать. Орки разберутся с гномами и переключатся на эльфов? Вот когда переключатся, тогда и посмотрим. Вообще, тут, к сожалению, ясно и чётко видно - Трандуил уже давно забил на гномов как на союзников. Ни одна угроза, ни один довод не заставят гномов объединиться с эльфами. Соответственно, и эльфы на гномов рассчитывать не будут. На гномах Трандуил поставил большой и жирный крест. Действительно, сложно поверить в возможность союза, когда много тысяч лет союза не получалось. В какой-то момент надо "избавиться от иллюзий" и думать, как обойтись без гномов. Вообще, там к моменту атаки орков сложилась такая ситуация, что первый шаг должны были делать гномы. Трандуил уже достаточно шагов сделал - и когда сам лично к Трору приехал камни выкупать, и когда Торину сделку предлагал. Получив в ответ щелчки по носу-рукам-гордости, он как-то не готов пытаться снова. Но сделай Торин первый шаг - могло бы что-то выйти. Не будем здесь про "поворот лося" - ибо всё ещё не понятно, какого рода помощь ждал Торин, что так завёлся. В предыдущем посте годичной давности я уже писала, что мне кажется, для Трандуила этот поворот не был предательством, слишком он был удивлён обвинениям.
Возвращаясь к Гэндальфу.
Признаться честно, я немного по-другому представляла себе разговоры и взаимодействие Трандуила и Гэндальфа. Нет, не немного, а совершенно по-другому. Между ними нет той теплоты и дружбы, которая существует между Гэндальфом и Элрондом. Я уж про Галадриэль молчу С другой стороны, Трандуил далеко от этих товарищей, так что почему бы нет? И опять же, в этом каноне, с этим Трандуилом всё вполне логично вписывается и не вызывает диссонанса.
Возвращаясь к шатру и грохочущему грому. Контраст отношения Трандуила к Гэндальфу и Барду, конечно, нельзя не заметить. Бард спокойно входит в шатёр, Его эльфийское Величество САМ наливает Барду вина, показывая тем самым своё гостеприимство и расположение, переглядывается с Бардом, раскрывая себя немного больше, чем обычно. Да что там немного - очень даже много, потому что обычно Трандуил - суровая маска, а взрывы происходят только в присутствии одного конкретного товарища.
Так как я верю, что всё не просто так, а эту сцену наверняка тщательно продумывали, возникает вопрос "Почему?". И нет, давайте не про пейринг. Почему? Казалось бы, вот только после второй части было про чистоту и превосходство синдарской крови (разговор с Тауриэль, всё тот же разговор с Тауриэль). Но на деле-то получается, что "держись подальше от моего сына" было не про "грязную сильванскую кровь", а расизм на деле не расизм. Антипатия и недоверие у Трандуила только к гномам, вместе с демонстрацией своего королевского величия и размазыванием гномов по своему полу лишь с помощью взгляда. Вот пожалуйста - вполне себе хорошее отношение к людям. Бард - их лидер в сложившихся обстоятельствах. Он возглавляет людей, он вступил с Трандуилом в союз - значит, воспринимается как равный в этой ситуации. Почему вина не налили Гэндальфу? Ну, примерно вот потому же, почему эта сцена:
читать дальше
Бард - союзник, Гэндальф - не совсем.
Второй случай живого Трандуила. Первый был во втором фильме со всем этим фонтаном разнообразной мимики в тронном зале. Не идёт, конечно, ни в какое сравнение с фонтаном эмоций, брызжущим во все стороны в присутствии Торина, но в чём-то даже по-особенному хорошо - некая доля легкомыслия и живости. Поражает эта демонстрация диаметрально противоположных эмоций одновременно - холодность и королевская чёткость Гэндальфу против вот этих переглядок с Бардом. Зачем переглядки? Хочется верить, что не только комического эффекта ради. А если предположить, что не только для смеха, тогда одно - Трандуил настолько уже всё решил, что ни единый довод Гэндальфа эту решимость не изменит. Плюс тот самое, что эльфы на самом деле не злые, они добры и полны света. К людям это и направлено.
И ещё есть у меня ощущение, что в этой сцене и в этом взаимодействии с Бардом ещё чуть больше, чем я сейчас сказала (нет, всё ещё не на пейринг намекаю), но я не вижу, что конкретно. Увы (( Может, потом осенит.
О, вот ещё сцена-загадка:
читать дальше
Меня смущает этот отход Трандуила к страже и уточнение про позицию лучников, а более всего смущает приказ убить, если пошевелятся. Зачем? На утро и так штурм. И разве, расставляя лучников на позиции, Трандуил не отдал уже соответствующих приказов? Самый очевидный смысл её, первое, что приходит в голову - сделано исключительно, чтобы показать зрителю, что Гору сторожили очень серьёзно, а Бильбо всё равно проскользнул даже мимо глазастых эльфов. Но что-то это как-то так... на уровне среднего фанфикера, когда больше ничего удачнее не придумалось.
Но-но-но, опять же игра Ли здесь - этот нечеловеческий, нетипичный для пластики человека наклон головы к правому плечу во время беседы со стражником - механический такой наклон. Это заставшее лицо. Взгляд куда-то вдаль, вне времени и пространства - это совершенно нечеловеческое существо. Это чисто визуально хочется пересматривать и пересматривать.
Тем не менее, воевать ради самой войны с гномами Трандуил не намеревался. Потому что, когда у них появился аргумент в переговорах с Торином, он с огромным удовольствием воспользовался этим аргументом. Посмотрите, опять же, какое дивное взаимодействие с Бардом в сцене с Аркенстоном - я опять ссылкой на тумблеровский ролик. Вопросы, которые наверняка крутились в голове Трандуила, задаёт Бард. Бард ведёт весь разговор, после чего им хватает одного обмена взглядами, чтобы подтвердить одинаковую направленность мыслей. Чёрт возьми, Джексон, что ты делаешь этим кусочком? Как за один день они так спелись? Нет, есть, конечно, вероятность, что они встречались раньше по вопросу всё тех же бочек, но вообще-то это не тот вопрос, который король эльфов должен вести лично, тот же какой-нибудь советник вполне мог бы сам этим заняться. Трандуил очень закрытая личность, так с чего?
Ещё один вопрос без ответа И нет, давайте не будем здесь про пейринг, это серьёзный пост. Я вообще вижу всю эту сцену с Бильбо и Аркенстоном через призму Т/Т и очень сильно пыталась не касаться её здесь
Остановимся на этом. И так уже тонны текста. Про саму битву, отца-сына и прочее - уже во второй части.