Трандуил в БПВ, часть 2. Я рада, что хотя бы кому-то, кроме меня, это интересно. И кто-то находит в себе силы дочитать до конца, спасибо!
Пересмотрела БПВ в оригинале, услышала много интересного. Хотя, большая часть этого интересного естественным образом напрашивалась, но хорошо, что оригинал подтвердил. Пара примеров.Например, когда приезжает Дейн. В нашем переводе он ведёт себя как какой-то гопник. "Как ваше ничего?" и все прочие фразы. В оригинале он предельно вежлив. Он использует крайне вежливые грамматические формы, такая совершенно классическая британская вежливость высшего общества или просто очень хорошо воспитанных людей. И вообще-то такие вежливые фразы у британцев могут в отдельных случаях служить именно для выражения скрытого сарказма. Что он здесь и демонстрирует. В сцене Бильбо-Торин "Ты изменился, Торин" (когда Его гномье Величество пытается сбросить Бильбо с балкона) у Бильбо дрожит голос. От волнения, от тревоги, от прочих эмоций. Он прерывается, дрожит и это просто бесценно. Ни один дубляж не передаст такого. Моменты, когда Торин говорит голосом Смога. В дубляже в этот момент кажется начинал говорить дублёр Камбербэтча (у него узнаваемый голос, я вообще этого дублёра давно знаю, поэтому уверена процентов на 80). Я думала, что и в оригинале в этот момент говорит Камбербэтч. Но нет. Это сам Ричард говорит, очень умело подражая голосу Бена. Голосу Бена подражать трудно, у Ричарда тоже на 100 процентов не получается, но сильное сходство есть. В интервью в театре Apple он, кстати, говорил, что ходил на озвучку Смога в студию, чтобы понаблюдать за Беном и скопировать его голос. Но самый мой главный фетиш - это голос Ли. Чёртов голос Ли Пейса - это аудиальная нирвана Особенно для падкой на голоса меня
Идём дальше. Всё ещё простыня.Утро стрелецкой казни великих переговоров. Трандуил верен себе, потому что главное в любых переговорах - показать противнику свои возможности. И полностью укрытое эльфами поле перед Горой эти возможности демонстрирует сполна. Подозреваю, что Трандуил в тот момент испытывал ни с чем несравнимое удовольствие - ему предстояло посмотреть на лицо Торина, когда он увидит Аркенстон в руках Барда. Я удивлена, как он сам не взял Аркенстон в руки, потому что сильнее, чем камень в руках Барда, Торина привёл бы в ярость только этот же камень в руке Трандуила. Кстати, Трандуил вообще ни разу не коснулся камня, вы заметили? В первом фильме он даже не смотрел на него, хотя многие в фандоме тогда почему-то были уверены, что Трандуилу нужен именно Аркенстон. Но нет, он даже не смотрел на камень. В БПВ он его ещё и не касается. Сильмарилл? Нет, Бильбо и Бард держат камень легко и просто. Хотя, раньше я думала, что Сильмарилл. Так почему же Трандуил даже не касается камня? С одной стороны, может быть и простая случайность, которой не предавали особого значения и не акцентировались на этом. С другой - а вдруг не случайность? Энивей, Трандуил опять же как никто по эту сторону баррикады знает значение камня для Торина. И явно предвкушает, достаточно на лицо посмотреть. Кстати, что опять же мы тут видим, так это очередной фонтан эмоций, богатство взглядов и что угодно, но не холодную маску. У Трандуила явно срывает тысячелетний самоконтроль, мне хочется запереть где-нибудь Ли Пейса, показать ему каждый кадр и пытать на тему того, что он имел ввиду этими своими взглядами-выражениями-улыбками, потому что вся сцена прекрасна, как эльфийская песня Сразу после полёта стрелы под копыта оленя (Торин не стреляет в Барда, у Торина там одна красная тряпка, вот в неё он и метит) - посмотрите, как эта улыбка "ну да, конечно, я же знал, что ты меня не разочаруешь и начнёшь стрелять, всё как всегда, ничего нового, ты такой забавный" в момент трансформируется в жёсткий взгляд. Причём, посмотрите, опять же всё начинается с глаз, сначала улыбка исчезает из глаз, потом с губ. И всё это так плавно: читать дальше
После чего опять же с непередаваемой мимикой то, ради чего все сегодня собрались: читать дальше
Это так похоже на соревнование "кто кого переупрямит". И как во втором фильме, мне хочется сказать, что в этом соревновании на упрямство между ними страдают существа (не получается применительно к вселенной Толкиена говорить только "люди"), не имеющие к их противостоянию никакого отношения. Всего, что произошло на этом поле, можно было бы избежать, умей эти двое договариваться. Не удалось бы избежать сражения с орками, но согласитесь - жертв было бы меньше. Плюс Торин и ФилиКили могли бы остаться в живых, будь у них на Вороньей высоте поддержка эльфов. Напомню, мы здесь про киноканон говорим, не про книгу - про ситуацию, сложившуюся в фильме. А так - сыны Дурина мертвы, у Трандуила сын ушёл. Возвращаясь к "переговорам" и выразительной мимике Трандуила. Не получается на эту сцену посмотреть без привязки к пусть и дженовому варианту Т/Т - как из-за фактора, упомянутого выше, так и из-за моментов дальше по сюжету. Заметила интересный момент в ситуации конфликта Торина и Бильбо. Даже не поленилась разобрать его покадрово, хотя, может быть, это я себе придумала. Собственно, разбор.Итак, Торин кричит, что это обман, Аркенстон внутри Горы:
И тут голос Бильбо отвечает, что нет, всё правда, у них настоящий Аркенстон:
Торин ещё даже не поворачивается к Бильбо, но лицо его уже меняется:
И тут камера переходит на Трандуила. Его лицо также начинает меняться:
Я попыталась сделать раскадровку, потому что не могу сделать гифку. Вообще, лучше бы видео или гифку этого момента, раскадровка не передаёт ((( Смотрите, едва-едва, совсем чуть-чуть, но на нём явно проступает осознание наступающего звездеца - приподнимается настороженно голова, едва-едва уловимая улыбка исчезает вообще, слегка сдвигаются брови. Это совсем чуточку, почти не видно, но есть же? Словно показывают, что эльфийский король, типа далёкий от гномов, первым заметил, что Торин сейчас психанёт и сделает что-то страшное.
Ещё один интересный момент, показывающий, что Трандуил явно ждал от этих переговоров большего, это вот этот момент с "Will you have war or peace?" - "I will have war!". Вот этот кусочек в оригинале. Когда Бард задаёт вопрос и все ждут ответа Торина, вы посмотрите на это: читать дальше
Глаза, мимика, дыхание (а там видно, Его Величество даже дышит чуть быстрее) - всё показывает не хилые такие эмоции. Для эльфов так вообще эмоциональный взрыв. Трандуил, что ты делаешь, прекрати И вот здесь - один из тех моментов, который вызвал у многих отторжение и разочарование сценарием и мотивами. То есть, ладно - у нас есть король эльфов с довольно диким темпераментом, большой гордостью и непримиримостью по отношению к гномам. Но этот король не хочет этих гномов убивать, не хочет с ними воевать ради самой этой войны. Он готов договориться. Где здесь противоречие книге? Где здесь противоречие "Я не хочу развязывать войну ради камней?". Он действительно и не хочет. Но и уйти без того, зачем пришёл, не может тоже. Я знаю, некоторых оттолкнуло именно это - то, что со стороны, при первом просмотре кажется, будто Трандуил намерен воевать. Да, он привёл армию, да, он был готов воевать, потому что он исчерпал уже все доводы, остался только меч. Но вот пришёл Бард и сказал - дайте мне поговорить. И Трандуил цепляется за этот шанс. Не получилось. Приходит Бильбо и говорит "Вот вам аргумент для сделки" - и Трандуил берёт этот аргумент, использует его и ждёт от Торина согласия. Но опять не получилось. Более того, пришла армия гномов. И вот она готова убивать эльфов. Что ещё остаётся? К тому же, а чего это тогда никто не обратил внимания на то, что Бард вообще-то тоже к Горе пришёл за золотом. Да, за обещанным золотом. Да, с благородной целью восстановить город и подготовить людей к зиме. Да, он хочет взять только то, что им и полагается. Как и Трандуил, товарищи. И при этом Бард лапочка. Я не обвиняю Барда, поймите. Я говорю лишь о том, что мотивы и действия Трандуила и Барда в данном случае очень близки. И хотят они одного и того же - того, что им полагается. И оба не особо-то хотят воевать. Почему с Бардом это сработало и его намерения зритель увидел ясно, а в Трандуиле при этом разочаровались? Нет, Трандуил не Анна Австрийская, он не "просто хочет назад свои подвески", чёрт возьми.
Момент, который хочется разобрать исключительно из-за желания полюбоваться Приезд Дейна и woodland sprite. Во-первых, перевод "лесная фея" не так уж и неточен. Его, конечно, радостно подхватили и стали называть Трандуила лесной феей. А некоторые тут же лихо вписали это прозвище в ту же "блондинку на лосе" - типа вот, сам канон называет Трандуила феей. Но вот если без фанатизма. Во-первых, оскорбление очень пристрастного гнома не делает Трандуила бабой и блондинкой само по себе. Когда злая бабка в очереди обзывает вас плохим словом на букву "ш", потому что вы её случайно слегка толкнули, это делает вас упомянутой женщиной? Нет, конечно. Так и сам по себе этот спрайт не делает Трандуила феей. С другой стороны, у слова sprite значений много. И вряд ли Дейн хотел употребить сие слово в почтительном и приличном значении. Он там очень эмоционален, он готов оскорбить и он оскорбляет. Мускулистые, коренастые и волосатые гномы, знающие, как должен выглядеть настоящий мужик и воин, вообще наверняка готовы придраться к высоким, стройным и безволосым эльфам, по которым не понятно порой - мальчик оно или девочка (вспомним первый фильм и как Кили подумал, что прекрасный эльф - это эльфийка). Так почему бы не оскорбить короля, назвав его бабой? Трусом-то он его до этого уже назвал, а трус - оскорбление куда более серьёзное для короля-воина. К тому же, там на лицо негатив не просто так - Дейн явно лично не любит Трандуила. Учитывая, что Трандуил Дейну ничего не сделал, остаётся только одно - Дейн не любит его оптом, за кузена. Так и представляю - сидят два брата за столом, опустив головы на руки, вокруг уже два пустых бочёнка, они уговаривают третий, и Торин, путаясь в словах и заплетаясь языком, рассказывает Дейну, как пришёл он весь такой в надежде, а эта бессердечная змея его выгнала из постели и разбила ему сердце. Дейн утирает пьяные слёзы и клянётся разделить с братом ненависть к эльфийскому королю. Простите Реакция Трандуила бесценна: читать дальше Сорри за зеркальный вид - почему-то по сети пока только такой вариант.
Я обожаю этот момент именно без дубляжа, именно оригинальную интонацию. Он так спокойно отвечает сначала, но на второй части фразы "... his cousin!" пробивает на эмоцию, и ударение на этом слове - это вот просто... ух! Ну, и улыбка, эта невероятная улыбка в этот момент чёрти что делает, даже внятных слов нет Зато смотрите, как в этой сцене, готовясь к битве с гномами, эльфы закрыли людей. Угу, бесчестный Трандуил, трус, который не держит своего слова и думает о камушках, ну-ну.
Дальше приходят орки, начинается безумие. И вот тут один очень сомнительный момент. Гномы становятся в оборону, на них летят орки, а Гэндальф кричит Трандуилу "This is madness!" так, будто это Трандуил заставил армию орков атаковать. Эльфы в любом случае дрались бы. И понятно, что не на стороне орков. Так к чему этот крик? Эльфы колебались, идти ли вообще в бой? Глупо, там ситуация, при которой не драться вообще невозможно. Орки навязали бой всем. Есть, правда, ещё вариант, что Гэндальф кричал Трандуилу просто как единственному, кроме него самого, существу с определённой силой и властью, способного что-то сделать и как-то помочь. Мол, это безумие тут началось, смотри, что творится, сделай что-нибудь, я один не справлюсь.
Немного, кстати, наблюдений по поводу единения всех и вся. Нет, неверно полагать, что вот совсем все разделились. Эльфы сражались на поле вместе с гномами, а затем - в городе. Трандуил рассчитал, что в городе его помощь будет нужнее и оказался прав. Гномы лихо справлялись сами, а вот люди - нет. И никто из гномов о людях даже не почесался подумать. Эльфы начали отходить, когда опасность для города миновала. Союзу с людьми Трандуил был верен. А с гномами он союза не заключал. Поэтому неверно называть его трусом из-за того, что он не повёл эльфов на Воронью высоту. Единственное, что тут нарушает цельность образа, как мне кажется, - так это тот факт, что мы вообще-то имеем второй "поворот лося" в данном случае. И это претензии к сценарию. Да, гномы упрямы и отвергают даже попытки эльфов договориться. Да, казалось бы, дело их - что там у Торина с Азогом. Гномы сами помощи от эльфов особо не ждали. Но если бы вот в этот самый момент эльфы бы помогли и удалось избежать смерти племянников - это было бы похлеще Аркенстона. Торин мог после этого пойти на некоторые уступки. Вывод - если уж меняете сюжет и смысл книжного канона, делайте тогда лучше или хотя бы не хуже. А не так, как получилось.
Здесь, наверное, нужно сделать какой-то общий вывод. Но у меня его нет В общем-то, эти простыни и есть своего рода вывод. Я только вот одно скажу - давайте не будем забывать, что в самом "Хоббите" Трандуила чертовски мало и по имени его даже не называют. И что сын у него есть, который потом в Братство войдёт, не говорят тоже (я тут слова Ли повторяю, но он же прав). И образ его склеивали не только из самого "Хоббита", но и из Сильмариллиона, и из "Приложений". Если вспомнить сами книги, то даже там образ Трандуила разнится. Например, меня торкнуло как раз после упоминаний в Сильмариллионе. И вот уже тогда я вернулась к "Хоббиту" и заметила, что вообще-то впечатление и правда разное. Как два разных человека. Возможно, со временем Профессор сам пересмотрел свой взгляд на героя. Всё-таки, "Хоббит" - книга сказочная, детская во многом. В общем, Трандуила создавали из редких упоминаний. Что-то добавляли. Но и сами читатели добавляют многое от себя - свой хэдканон, своё впечатление. Может, мы простим Джексону, что он не читает в наших головах и не воплощает на экране наш хэдканон? У меня ничего не изменилось - это потрясающий по своему характеру персонаж, который цепляет все мои вкусы, взгляды, кинки и прочее. Я не ожидала такого, когда промо только появились. Но надо сказать, вот мне повезло - оказалось даже лучше, чем я думала.
Вот это трактат... Пожалуй, на диссертацию потянет, я без шуток. Надо озадачиться и всё внимательно перечитать (эх, чует моё сердце, ещё одна бессонная неделя впереди...). Но просто ужас как интересно.
Вот и я, случайно найдя, сидела вчера вчитывалась и не удержалась, сохранила! Какое видение! Как изложено! Чудесно! Просто браво! Вот почти все мои мысли выложили и по полочкам разложили. Только, пожалуй, по Тауриэль мне есть еще многое, что сказать... Ибо гораздо больше в ней показали в фильме, чем зритель увидел, к сожалению...
Вообще хочется как-нибудь всё это нормально, спокойно и вдумчиво перечитать и поделиться впечатлением. Остро нуждаюсь в сутках продолжительностью как минимум 72 часа и трёх-четырёх дополнительных сопряжённых хроа - одна для работы, вторая для домашних дел, третья для творческой работы в режиме затворничества и четвертая для активного общения с внешним миром с целью сбора и обмена информацией и впечатлениями. А дают только машинку для закатывания губищ. Эх...